Top
ПСИХОТЕРАПИЯ - ПРОСТО / Групповая динамика  / ЛЕТО 2017 — СПЛАВ НА САМОДЕЛЬНОМ ПЛОТУ

ЛЕТО 2017 — СПЛАВ НА САМОДЕЛЬНОМ ПЛОТУ

Эта история началась для меня в мае этого года, когда я увидел на странице Альфреда вконтакте объявление о поиске походных котлов. У меня такие есть, поэтому я отозвался. А когда узнал, что ребята собираются сплавляться на самодельном плоту по Волхву, сказал о своем желании участвовать. Хотя, наверное, эта история началась для меня еще раньше — год назад, когда я впервые подумал о том, как мне хотелось бы сплавиться недельку-другую по какой-нибудь реке на плоту. Или даже еще в 2011 году, когда я впервые, опять же, с Альфредом, поехал с концертной программой по стране автостопом, посетил фестиваль Кубана в качестве легионера (волонтера). И с того года решил, что каждое мое лето будет отличаться каким-то особенным приключением. Вселенная, ты всегда выполняешь желания! Забываю только, что их нужно точнее формулировать.

Итак, май 2017. Я становлюсь седьмым участником команды пока еще не построенного плота Добрыня, который в начале июля по сверхамбициозным планам должен за трое суток пройти по Волхву путь в 200 км от Великого Новгорода до Волхва. Команда — легионеры Кубаны. Т.е., ребята безбашенные по определению: капитан Альфред (автор идеи), его жена Алевтина (капитан капитана), удивительно позитивная девочка Даша, человек-медведь и совесть команды — Миша, бортовой доктор Федя, мастер на все руки Нефор (Саня), ну и я. До начала путешествия знаком я был только с Альфредом и Алевтиной. Ближе познакомиться с остальными мне удалось уже в деле. Стоит также отметить, что команда собралась из представителей разных профессий: педагог, дизайнер, повар, программист, реаниматолог, геодезист и, соответственно, психотерапевт. Это, кстати, было отдельной темой для наших разговоров в пути.
Ребята очень основательно подошли к подготовке. Проштудировали всю информацию в интернете, сделали чертежи плота, оповестили МЧС, договорились с местом, где собирать плот (Новгородский яхт-клуб), купили на всех спас.жилеты, дождевики. И даже расфасовали еду по пакетикам соответственно каждому запланированному приему пищи.
Была также подсчитана грузоподъемность плота. Всего 6 камер от небольшого БЕЛАЗа — но оказалось порядка 2 тонн (при 1,5 тонн веса конструкции и нас с вещами). Удивительно.
Итак, 30 июня 2017 года, 7 утра. От предвкушения не спав ночь, в условленном месте (у памятника Петру) на Московском вокзале я встречаюсь с Мишей, и мы садимся на Ласточку до Новгорода. Так происходит наше знакомство, и начинается это незабываемое приключение.
ДЕНЬ 1. (Строительство)

Прибыв в Новгород, мы с Мишей первым делом заценили погоду: холодный ветер, моросящий дождь. Все, что нужно для сплава! Штормового предупреждения только не хватает. Но что делать? Все уже спланировано, отпуска взяты, реквизит закуплен. Да и лучшую погоду в наших краях летом особо ждать-то и не приходится.


Добраться до яхт-клуба оказалось просто. Там, на берегу, нас уже ждали Альфред с Нефором. Шесть надутых и связанных веревками камер лежали перед ними. «Черт, какой же он маленький…», — подумал тогда я. По плану — 14 квадратных метров. Т.е., по 2 на человека… «Два квадратных метра — это нормальный такой гроб», — пошутил Нефор. Ну ок. Где там доски? Что тащить?

Мы с Мишкой оделись теплее, натянули капюшоны и начали перетаскивать стройматериалы. Несмотря на непогоду, работа закипела. А затем так же быстро встала. Опытные яхтсмены клуба решили проконсультировать нас по строительству. И уже здесь, на первом этапе, возникла необходимость внесения коррективов в наши планы:
а. Необходима подложка между камерами и несущими балками, дабы обезопасить резину от перетирания.
б. Для большей безопасности конструкции необходимо заменить веревки, которыми крепятся камеры, на ленты.
Это были наши первые незапланированные расходы. Хорошо хоть ковролин для подложки нам мужики из яхт-клуба дали. Альфред уехал в магазин, а мы с Мишкой и Нефором спрятались от дождя в ангар. Тогда же впервые была открыта фляжка с водкой. Чтоб не замерзнуть.
Когда Альфред вернулся, дождь поутих. И мы смогли продолжить строительство. Отмеряли, пилили, таскали, прикручивали. Очень скоро заметили, что доски нам завезли кривые, распиленные с погрешностью в ±5 см. Плевались на фирму-поставщика. Но затем увидели, что и сами-то при замерах допускаем ошибки не меньше. Сошлись на том, что проблема не в фирме-поставщике, а в чем-то, что генетически заложено в русском человеке.
В жопорукости.
Палубу застелили достаточно быстро. Тогда же совершили первый пробный сплав на воду. Четырех человек плот выдержал. Обнадеживающее начало.
Далее приступили к строительству каркаса для тента. Здесь жопорукость раскрылась во всей красе. Показательны были комментарии Миши, который следил со стороны, чтобы мы ровно установили очередной брус. Точно уже не вспомнить его слов, но это было что-то вроде: «О! Норм! Криво! Как мы любим! Никакой симметрии!»
Кроме того, нас стали смущать запланированные весла. Во-первых: их два. Во-вторых: каждое весло это тупо лист фанеры 40х40, прикрученный к двухметровому брусу. Ну, судя из статей в интернете — этого должно хватить…
Удивительно также было, как гостеприимно к нам отнеслись в яхт-клубе. Так, вечером, когда мы закончили работу, нас впустили переночевать в кают-компанию (двухэтажное здание с бильярдом, настольным теннисом и горячей водой). К сожалению, разве что диванов было всего три. Поэтому я разложил себе спальник прямо на столе, в связи с чем был наречен ребятами «главным блюдом». Усталость от целого дня строительства дала о себе знать, поэтому уснули мы быстро. На этом первый день был завершен. Кстати, на столе спать жутко неудобно и немного страшно.

ДЕНЬ 2. (Проверка на прочность)

Проснулись рано. Проверили плот. Вроде ок. Продолжили строительство. Осталось по мелочам: закрепить «весла» на заранее сваренные металлические пирамиды с уключинами, разместить аллюминиевый лист для мангала (!) и прикрутить стол на уголки. Часам к 11 должны подъехать оставшиеся ребята (Алевтина, Даша, Федя). В теории тогда же и выплываем. В теории.

К нам подошел очередной яхтсмен. Сказал, что есть правило для проверки грузоподъемности судов — всем, кто собирается на нем плыть необходимо встать на один борт. Мы встали. Угол оказался под водой. Сошли на берег. Обсуждаем, что нам, значит, не надо на один борт вставать. Тут ко мне подходит Альф и говорит тихонько: «Знаешь, что меня волнует? Посмотри на переднюю левую камеру…»
Я смотрю. Сдувает на глазах! Быстро проверяем остальные — так же сдувает еще две камеры из шести. Скручиваем несколько досок из настила. В чем дело? Оказывается — с дуру прикрепляли весло, лист и стол на саморезы, которыми пришивали пол к несущим балкам. В пролетах же между балками эти саморезы вышли из доски и при нажатии на один борт прокололи три камеры. Ровными квадратами — по форме прикручиваемых уголков.
Вытаскиваем плот на берег, смотрим друг на друга. «Для начала надо покурить…», — говорю я. И мы вчетвером (учитывая, что двое уже давно бросили) берем по сигарете. Тревоги становится все больше. В этот же момент подъезжает оставшаяся команда. Нам стыдно показаться им на глаза. Приехавшие видят эту удручающую картину и, по большей степени, молчат. Ну что делать? Разбираем и везем на шиномонтаж! Хорошо, отец Альфа был в Новгороде — приехал, довез нас до города. Там, пока ждали, как заклеят камеры, зашли в Ленту. Я увидел пару пластиковых весел за 100 рублей. Решили с Альфом их купить. На всякий случай. Ремонт же обошелся нам почти в 2000₽. Плюс — еще пару сотен мелких саморезов, в замен тех, которыми мы прокололи камеры. А еще рем.наборы и велосипедный насос. На всякий случай (последнее, слава богу, не пригодилось).
Сбор плота из готовых частей занял значительно меньше времени. Хоть и в процессе был утоплен, а затем высушен один из двух шуруповертов. И вот, судно готово. И вроде даже выдерживает нас, вместе со всеми вещами. Мечта становится все ближе!

В это время к нам подходит еще один меланхоличный яхтсмен, предлагает отбуксировать плот в открытую реку, посмотреть, куда понесет течением. Мы соглашаемся, но тревога высока. Нацепляем спас.жилеты и сразу же сталкиваемся с очередной проблемой. Плот оказывается практически неуправляем. С матами и ором, мы с трудом отрываемся от берега, чуть не задевая пришвартованные яхты. Пластиковые весла, купленные «на всякий случай» используются в полную силу. Одно из них тут же лопается пополам. Я перепрыгиваю с плота на яхту, закрепляю веревку на носу. Мы медленно выходим из заводи к течению. Вроде держит. Нефор, стоя на плоту, от радости начинает танцевать. Я со стороны вижу, как от этого начинает ходить плот, даю об этом знать и понимаю, что уровень безопасности у нас, конечно, на грани. Мы выходим к течению и видим, что нас несет к берегу. И ни о каких запланированных 3-5 км/ч, конечно, и речи быть не может. Надо грести. Много грести. Швартуемся обратно.
После швартовки Альфред вновь уезжает в магазин. Купить 4 весла подороже и нормальный трос (буксироваться на веревке, конечно, не дело). В то же время ребята из яхт-клуба предлагают за пару тысяч утром следующего дня пробуксировать нас на моторке через Новгород. Мы соглашаемся, понимая, что сами с таким ветром не выплывем. Да и проскочить хочется город побыстрее. Ужинаем, ложимся спать рядом с плотом. На берегу, в палатках.
ДЕНЬ 3. (Начало)

Всю ночь лил дождь. Все мокрое. Обувь насквозь. Ноги — в пакеты, пакеты — в кроссовки. Завтракаем, готовимся к буксировке. Я объясняю команде основные правила гребли. Говорю, как держать весло, чтобы оно не лопнуло. Рассказываю основные общепринятые команды. Надеваем спас.жилеты и дождевики. Все ещё моросит. Я сажусь к ребятам из яхт.клуба в моторку, к которой позже зацепляется плот. Выплываем. Теперь уже пути назад нет.


Давно мне не было так страшно! И так долго страшно! Пока мы шли через Новгород (около трех часов), я смотрел на плот со стороны и видел, что это — максимально возможная для него нагрузка. Скорость — 3-4 км/ч. Мотор из-за плота практически не управляем. Когда рядом проходит какая-нибудь яхта — волнами заливает плот. Все вещи, лежащие на полу уже давно промокли. Ребята же на плоту, вроде, спокойные. Собрались на корме, смеются, снимают все на GoPro, фотографируются. Нефор шутит, что пора закидывать спиннинг. Видели бы они то, что вижу я… Но нагрузку держит! И нос не клюет в воду. Вроде все ок.

Яхтсмены оставляют нас за последним мостом города. С трудом швартуемся (никакой командной работы!) и вновь открываем фляжку, чтобы согреться. Далее — чай на газовой плитке. Вот чего нам действительно хватило и хорошо, что было взято — это газ. В большинстве случаев мы готовили именно так. Хотя и с плиткой были свои заморочки. Через какое-то время работы баллон охлаждается, покрывается конденсатом и отключается. Газ поступает вновь только после ряда шаманских действий типа встряхивания, продувания и пр. Особенно это раздражало, когда пламя пропадало прямо перед закипанием воды.
Вообще, отдельно хочется отметить, что девушки справлялись со сложностями наравне с парнями, если не круче. И грести помогали. И готовили в любую погоду и в любых условиях. И умудрялись же готовить вкусно! Кланяюсь от всех мужчин!
Но вернемся к началу нашего самостоятельного пути. Пока девочки на берегу готовят нам чай мы с парнями тренируемся работать веслами. Отплыть, разворот, вернуться, пришвартоваться. Командуют все, кому ни попадя. Спорим. Скорость — минимальная. Но что-то уже получается. Уже хорошо. На берегу подошли местные алкаши. Хотели с нами. «Простите, но вам будет лучше на берегу», — говорим мы. Вот уж точно. Пьем чай, начинаем путешествие.

Дождь, ветер, гребем в полную силу. Скорость (как позже посчитали) — менее 1 км/ч. Временами даже не выгребали, нас несло назад. Сидеть на плоту, любоваться видом и закидывать спиннинг? Так мы это представляли? Фиг там был! Ор, путаница в командах, постоянные споры. Чуть замешкался — несет обратно. Хорошо хоть, что на 4 весла — 5 гребцов. Подменяем друг друга по очереди. На четвертый день, кстати, и девочки начали подключаться к гребле.
В итоге, чтобы снизить количество споров и повысить эффективность команды, решаем назначать руководящим того, кто отдыхает. Он видит картину лучше других — вот пусть и говорит. Все соглашаются. Движение становится чуть более равномерным. Команды становятся все точнее и все короче. Приходит понимание, что грести «еще сильнее! Еще сильнее!!!» невозможно. У каждого есть предел. Соответственно, если один борт не справляется — ослабляем другой. В итоге команды от: «Правый, ******, греби сильнее! Нажмем на раз-два! Синхроннее!!! Левый, не отставай!!!» сводятся до: «Правый… правый еще… левый… левый назад… правый…»
Первое время также пытались грести деревянными «веслами», на которые был изначальный расчет. Выяснилось, что они больше тормозят. Но заднее «весло» при достаточной сноровке можно использовать в качестве руля. Кроме того пробовали запускать подводный парус (тоже — совет яхтсменов). Это такой привязанный к нам большой мешок, плывущий под водой и тянущий нас по течению. По крайней мере, такова задумка. И временами он нам, вроде, даже помогал. Вроде. Временами же просто висел. В следующие дни мы его почти не использовали — лишь в качестве эксперимента на самых спокойных участках.

К вечеру небо рассеялось, ветер утих. Несколько часов мы проплывали рядом с одним монастырем. В итоге — пришвартовались прямо напротив. Берег — в высокой траве. Расставили палатки, высушили вещи, на плоту разожгли мангал, пожарили шашлык. Выпили весь взятый с собой алкоголь. Устали.
Основные мысли первого дня путешествия:
а. При буксировке через Новгород была максимальная нагрузка на плот. Больше точно не будет. Если выдержали это — выдержим и все остальное.
б. Вселенная испытывает нас, но дает ровно столько, сколько мы можем вынести. Все не зря. Все так, как должно быть.
в. Наши ошибки — это драгоценнейший опыт. Там же, где все получается — получаем удовольствие. Так и надо жить.
г. На буксире прошли порядка 12 км. И еще 5 км своим ходом. До Волхва мы точно не доплывем. Может, Кириши?

Кроме того, с точки зрения профессионального интереса, я наблюдал за групповой динамикой. Отмечал характерные тенденции. Поражался интенсивности. Основные заметки (могут быть интересны моим друзьям-психологам):
а. Абсолютная неслаженность вначале, оттачивание взаимодействия и эффективности с каждым часом.
б. Очень высокий уровень напряжения. «Сливали» чувством юмора. Постоянно шутили, постоянно смеялись. Иначе, видимо, было не преодолеть всего этого.
в. Перестраивание групповых ролей наперекор объявленным. Потихоньку каждый начинает бессознательно занимать наиболее подходящее для него место.

ДЕНЬ 4. (Фарватер)

Одно из основных правил, которое мы ставили себе с самого начала — не выплывать в фарватер — полосу метров в 100-200 посередине реки, обозначенную буями. В фарватере сильное течение и глубина, необходимая для прохода барж.

Мы и не заплывали. Течение фарватера относило нас к берегу. В конце третьего дня в штиль на узком и открытом месте мы вышли в центр реки, чуть разогнались, но через 10 минут нас отнесло обратно к берегу.
И вот, четвертый день. Ветер стих. Течение ровное. Плывем. На этот раз уровень тревоги намного ниже. Появилась уверенность и в своих силах, и в надежности плота. Как показатель — никто, в отличие от первого дня, не надел спас.жилет.
В полдень пришвартовались у деревни. Купили воды, алкоголя, сигарет (в пути закурили практически все участники команды). И прав был мой брат, опытный турист, который, узнав о моем сплаве, задал всего один вопрос: «Водки много берете?»
Полдня основной стратегией сплава было — оторваться на веслах метров на 20 от берега, а затем отдыхать, наблюдая, как нас по течению возвращает обратно. Получалось даже немного спиннинг покидать. Но ничего не поймали — река от дождей грязная, мутная. Кроме того, вышло солнце. Согрелись. Затем солнце стало все жестче. Начали гореть, мазаться пантенолом. На голове у каждого — мокрая бандана. Все равно не помогает — горим, как на вертеле.
Пропустили мимо пару барж. Вроде спокойно расходимся…
Держась левого берега и размазывая по себе средства от загара не заметили, как река начала сворачивать налево. Русло расширилось и нас вынесло в центр. В фарватер. Сначала мы не поняли, что произошло. Осознание пришло, когда за час гребли мы не приблизились к берегу ни на метр. Громкость голосов резко возросла. Начали грести в полную силу. Открыли еще несколько способов управления плотом: поворачивая его поперек течения и резко разворачивая через правый борт удавалось сделать приличный шаг к левому берегу. Итого — пара часов такого интенсива, и мы, наконец, в камышах. Хочется на землю. Плевать, что берег не удобный — через камыши ближе не добраться. Устали! Сгорели! А тут — тень. Спрыгнули в воду, вышли на берег по нужде, искупались, пообедали. И — дальше в путь.
Стратегия сплава сменилась. Далее следили за тем, чтобы не выносило в фарватер. Если раньше отгребали от берега и отдыхали, теперь — подгребали и отдыхали. Так, на самом деле, сложнее. И больше тревоги.

По групповой динамике — стали работать намного слаженнее. Появилась возможность отдыха. В основном, гребли в полсилы. Стали четче определяться групповые роли. Например, к вечеру стало ясно, что управлением плота лучше всех руководит Нефор. Да и удобно ему в этой роли. Я же отвечал больше по вопросам обустройства на берегу, находил удобные места, говорил куда и как ставить палатки, организовывал костер. Юмора меньше не становилось — только больше (показатель напряжения). Общий уровень тревоги спадал, но росла усталость.
В этот день все заснули раньше и без алкоголя. У нескольких (у меня в том числе) — тепловые удары. Все тело жжет. И плевать, что к вечеру начался дождь — изнутри жарко. За день прошли порядка 15 км. Нет, до Киришей не доберемся. Ближайшая станция электричек — Волхов мост. За два дня должны дойти с такой скоростью…

ДЕНЬ 5. (Лето кончилось)

Проснулись в воде. В прямом смысле. Залило все. Перед сном проскользнула шальная мысль окопать палатку, но не было сил. По утру были даже идеи идти в ближайшую деревню за сухими дровами. Обошлись газовой плиткой. Все тело болит от ожогов и физической нагрузки. С утра, перед подъемом, я около получаса разминал пальцы и кисти — изначально совершенно не мог ими двигать.

Но зато нет ветра. Тоже хорошо. Отплыли. Потихоньку небо рассеялось. Временами выглядывало солнце, но не палило. По всему плоту развесили сушиться белье, спальники, тенты, палатки. Команда работает максимально слажено. Движения весел синхронные. Кроме того, у каждого отточилась и техника гребли. Вместо работы одними только руками, стали подключать все тело, вместе с прессом — усилий меньше, скорость больше.
Но бороться с течением и постоянно подгребать к берегу не вариант. В связи с этим на узком месте пересекли фарватер. Пошли по правому берегу. Стало легче. Впереди — два резких поворота. Готовимся заранее, чтобы не выскочить, как в прошлый раз… поем хором. «Штиль» Арии, «Плот» Юрия Лозы и пр.

Часам к шести вечера один поворот прошли. Поднялся ветер. Пригнал тучу. Решили пришвартоваться. Если сегодня дальше не пойдем — не видать нам Волхова моста. Пересматриваем планы. Туча все ближе. Решаем ставить палатки. Побежали. Как только начали ставить палатки — пошел ливень. Залил все. Внутри палаток — лужи. Закончили ставить — ливень прошел. Вот везуха-то. Вновь разбирать и сушить. Но ветер не позволяет продолжить путь. Остаемся здесь.
Сходили в ближайшую деревню. Наполнили баллон водой. До ближайшей точки высадки, откуда мы сможем легко добраться до Питера — 10 км. Селищи. Рассматриваем вариант заканчивать там. Это еще за 15-20 км до Волхова моста.
Ужинаем, пьем, скуриваем оставшиеся сигареты. Нефор отмечает, что с каждым днем мы ставим палатки все дальше от плота. С удовольствием отмечаем также, что единственное, зачем наш судовой врач Федя открывал аптечку — помочь извлечь пару заноз и дать нам спирт растереть ноги. В остальном, не считая солнечных ожогов, обходимся без травм. Ложимся спать. Одна из самых удобных стоянок за путешествие. На холме. И даже хоть поливало немножко ночью, проснулись сухими.

ДЕНЬ 6. (Последние рывки)

10 км до Селищ. Вроде всего-то! Да и вот он, Селищенский мост — видно его, рукой подать! Но не тут-то было. Ветер! Хотя пару километров он был даже попутным. Расправили тент — впервые прошлись «под парусом», не гребли. Второй раз за путешествие использовали «руль». Но затем, после поворота, направление сменилось. И вновь надо выгребать. А силы уже на исходе. В итоге через подплываем к небольшой речушке, выходящей из Волхва. И та, без особых усилий, втягивает нас в себя. Быстро пришвартовываемся, осматриваем берег. Болото. Нет, здесь палатки не поставить. Надо как-то выбираться. Веслами не вариант. Выходим на шестах, по камышам.

Это, кстати, был наш первый опыт такого слаженного движения на шестах. Техника совершенно иная, нежели при гребле. Но команда уже сплоченная — быстро наловчились. Кроме того, скорости нам прибавлял Нефор, который закидывал якорь на несколько метров вперед и затем подтягивал нас. Но счастье было недолгим. Выйдя из устья речушки и вернувшись в Волхов, мы зацепили якорем за какую-то корягу на глубине трех метров и встали на месте. Вода — ледяная и мутная. Что делать — не ясно.
В итоге Федя, главный наш морж, решился нырять за якорем. Мероприятие это подняло кучу тревоги (холодно, грязно, глубоко, черт знает что на дне и как оттуда всплывать с якорем), но Федя героически справился с этим испытанием за считанные мгновения. Дольше тревожились.
Далее, обессиленные, мы прошли еще пару сотен метров вдоль берега по камышам. Пришвартовались. С Нефором на пару вышли на берег. Болото. Ребята медленно продолжили движение вдоль берега. Мы — смотрим, куда пристать. Оказалось, что мы высадились на небольшой островок, отрезанный той самой речушкой. Более того — далее началось совсем уж настоящее мокрое и топкое болото. И через 5 минут мы с Нефором, матерящиеся и с мокрыми ногами запрыгнули обратно на плот. А ведь только высохло все!

Проплыли еще чуть и все-таки нашли подходящее место. Последнее прибежище нашего плота. Наверху, на горе расставили палатки. Вытоптали тропинки. Развели костер. Несколько ребят ушли до Селищ. Разведать обстановку, пополнить запасы алкоголя и сигарет. Как выяснилось, за весь день на плоту прошли всего 5 км. Осталось еще 5. Но их мы уже, конечно, не пройдем. Сил нет совсем. Решаем ночевать здесь, а дальше — пешком. Пока ребята были в Селищах — заказали нам маршрутку до Питера на седьмое число. Итого: у нас более суток на то, чтобы пешим ходом преодолеть 5 километров. Справимся.

ДЕНЬ 7. (Казармы)

Спали до обеда. Вспомнили, как Нефор говорил о том, что каждый день мы ставим палатки все дальше от плота. Собрали вещи. Весла, спас.жилеты и еще по мелочам спрятали в лесу у плота. Сегодня, кстати, три дня спустя, Альфред и Алевтина туда ездили за вещами — плот все еще стоит. Крепкий, зараза. И не нужен никому. Ну а тогда, в седьмой день нашего пути, мы спокойно прошли с рюкзаками оставшиеся 5 км до Селищ, купили лимонад, шоколад, сигарет и пива. И поставили палатки прямо напротив Аракчеевых казарм, где в 1838 году проходил службу М.Ю.Лермонтов.

Вспоминали стихи поэта. В казармах местами нет крыши, местами — пола. Подвал затоплен. Видели там трех птенцов куропатки. Там же нашли сухие дрова, разожгли костер на месте стоянки. И впервые за все путешествие провели вечер у огня. Болтали, пили, делились впечатлениями.

А с утра, на 8 день нашего приключения, за нами приехала маршрутка. В ней ехали только мы, семеро. Слушали музыку на последних процентах зарядки, спали, смотрели в окна, удивлялись скоростям. Всю прошлую неделю для нас и 2 км/ч было заоблачно быстро. А тут…
Ну и напоследок, если кому-то также захочется сплавиться, как и мы, делюсь полученным опытом:
а. Лучше сплавляться по небольшой реке, где нет фарватера и судоходства.
б. Стройте плот на бочках, а не на камерах. Во-первых, для безопасности. Во-вторых — грузоподъемность должна быть минимум вдвое больше запланированного веса. Не как у нас, тютелька в тютельку.
в. Берите хорошие весла. Лучше канойные.
г. Будьте готовы ко всему. Абсолютно ко всему.
д. Набирайте крутую и дружную команду. Будьте уверены в каждом. Это у нас, к счастью, было. Благодаря этому и справились. Альф, Алевтина, Нефор, Даша, Миша, Федя — люблю вас. Мы крутые.

И что же меня ждет следующим летом?..

})(jQuery)
})(jQuery)