Top
ПСИХОТЕРАПИЯ - ПРОСТО / Психология  / Что делать с низкой самооценкой?
низкая самооценка, юмор

Что делать с низкой самооценкой?

Один из самых частых запросов, с которым ко мне приходят клиенты — проблемы с самооценкой. Причём чаще, конечно, говорят о заниженной самооценке, чем о завышенной. И я заметил, что многие темы повторяются, с разными людьми я обсуждаю похожие вещи. В связи с чем решил собрать свои наблюдения в одной статье, выделив основные причины. Надеюсь, для кого-нибудь это окажется полезным.

хочу работу как у деда мороза

1. Завышенные ожидания.
В наших силах выбирать, на кого равняться, к чему стремиться. Выбрать можно любую планку, но если выбрать слишком уж крутую — самооценка может не выдержать. Ведь формула самооценки — реальность поделить на ожидания. Сделайте ожидания заоблачными и никакая реальность не спасет ваше отношение к себе. В сравнении с Дональдом Трампом я нищий. В сравнении с Зигмундом Фрейдом я не психолог — так, мальчишка. В сравнении с Илоном Маском я вообще никто.
Всегда будет кто-то круче. Всегда. Как и всегда есть кто-то, кого я обогнал. С кем вы себя привыкли сравнивать? Быть может, стоит прислушаться к словам вышеупомянутого Фрейда и единственным, с кем сравнивать себя — с собой вчерашним? В этом году я зарабатываю больше, чем в прошлом. Клиентская база стабильно растёт. Научился тому, чего не умел. Достиг того, о чём и не мечтал. Хорошо же!

2. Обесценивание.
Кирпичики, из которых строится адекватная самооценка — это присвоенные успехи. Закончил школу, универ, получил повышение, прочитал книжку на иностранном языке — сколько есть всего, чем можно гордиться! И как же ловко мы умеем отказываться от этого! Школу ведь все закончили. Универ так себе. Работа вообще ни о чём. А в книжке всё равно половину не понял.
Такой механизм в психологии называется обесцениванием. Изначально он нужен нам для того, чтобы «сглаживать» негативный опыт. Ну наступили мне на ногу в метро, с кем не бывает? Чего переживать? Но если этот механизм становится глобальным и начинает затрагивать позитивный опыт, то адекватной самооценке, конечно, уже не устоять.
Вместе с тем, обесценивание может нас защищать и от условно «хорошего». Если у меня что-то получается, и я признаю это — возможно, мне придётся соответствовать, что-то делать… а я этого не хочу! Ну или мне может быть так важно оставаться неудачником, что любой опыт успеха рушит моё мировосприятие. Зачем мне это нужно? Или гордиться неприлично. Хотя кто это сказал?
Попробуйте замечать, как используете обесценивание в повседневной жизни. Подумайте, зачем вы его используете. Тогда может появиться выбор поступать иначе, новая степень свободы. Из практического — напишите, например, список своих поводов для гордости. Даже самых небольших. Чем вы довольны? Дайте себе погордиться. Я вот — доволен сейчас тем, что эту статью сел писать. Да, небольшую. Да, не писал до этого месяц. Знаю, что есть куда расти… Но написал же! Есть, чем погордиться, не мешайте!

3. Страх неудачи.
Представьте себе отрезок, один конец из которого — страх неудач, а второй — стремление к успеху. Каждый из нас привычно занимает какую-то свою точку на этом отрезке, и ревностно её отстаивает. Тот, кто боится неудач, только о них и думает. А тот, кто стремится к успеху, воспринимает возникающие сложности, как задачи, которые необходимо решить. Есть даже психологический тест такой… Но мы вольны выбирать своё положение на этом отрезке. И здесь, как с любой привычкой, в первую очередь следует её осознать, а затем — планомерно учиться поступать иначе.
Так, в прошлом примере я мог бы долго винить себя за то, что месяц не писал статей, что не удерживаю никаких графиков, что посещаемость сайта упала и вообще, ничего у меня не получится. Но лучше ведь обратить внимание на то, что получается! А статьи я не писал, потому что работал много. И это для меня, простите, первоочередное.
4. Отсутствие поддержки.
Наше самоотношение во многом складывается из отношения к нам других людей. Не замечая того, мы его присваиваем, делаем своим. В школе учитель по русскому и литературе редко ставил мне выше тройки за сочинения. Помню, с трудом в итоге вытянул до четвёрки… И до какого-то момента у меня было представление, что писать — это не моё. Слава богу, я «протестировал реальность», немного отточил навыки и, вроде, что-то получается. Но есть же те, кто со школьными оценками живёт всю жизнь! Или принимает оценку первого встречного за объективность.
Когда-то я много выступал с рок-группой, общался с музыкантами, организовывал и посещал десятки концертов в месяц. Тогда я увидел, что для каждого есть свой слушатель. Хоть сверлом по струнам бей. Это будет стиль «Нойз», у которого есть свои фанаты. Людей так много, что точно найдутся те, кто поймёт тебя, скажет, что это хорошо, поддержит в становлении. Так может, стоит таких людей искать? Держаться их? И оставлять мнение тех, кому нравится что-то другое, с ними?

никто не понимает
И в заключение…
Конечно, всё это только самые основные вопросы, поверхностные причины. Я мог бы написать больше. Может, многое из написанного мной вы уже читали. А коллеги-психотерапевты посмеются над наивностью моего слога. Но ведь теперь вы точно способны заметить, как такими простыми предложениями я пошатываю свою самооценку. И, надеюсь, понимаете, как можно иначе…

«Всегда будет тот, кто тебя сильней,
Потом это станет ясней,
Всегда будет тот, у кого камней
За пазухой больше вдвойне…»
(П. Фахртдинов)

})(jQuery)
})(jQuery)