Top
ПСИХОТЕРАПИЯ - ПРОСТО / Гештальт  / Гештальт-терапия «для чайников»
гештальт-терапия для чайников

Гештальт-терапия «для чайников»

Идут два гештальт-терапевта по улице, один другого спрашивает:
— Ты пива хочешь?
— Нет.
— А теперь?

С этого анекдота началось моё знакомство с гештальт-терапией. И данной статьёй я хочу познакомить вас с некоторыми её понятиями и теориями. Буду говорить умные слова, но стараться быстро и просто их объяснять.
Глобально работа гештальт-терапевта разделяется на две составляющих: работу с внутренней феноменологией и работу на границе контакта. Первое — это какое «пиво» притащил клиент, почему его выбрал, что о нем думает, а второе — как он его со мной распивает. Эта статья больше о втором.
Для начала стоит разобраться с понятием «фигура-на-фоне». Так работает наше восприятие. На чем-то одном мы концентрируемся (на этой статье, например), а всё остальное уходит в фон (что там за ноутбуком?). Единовременно фигура может быть только одна. И это позволяет нам удовлетворять свои потребности. Благодаря тому, что вы удивительным образом смогли выделить своим вниманием ноутбук/планшет/смартфон из всего окружающего вас хаотичного мира, а тут сконцентрироваться на тексте — вы, может быть, сможете узнать что-то новое, начать контактирование.
По-хорошему контактирование состоит из следующих этапов:
1. Преконтакт — я чувствую, что чего-то хочу, осознаю свою потребность, оглядываюсь по сторонам, выбираю, как эту потребность удовлетворить. Фигура проявляется из фона. Гештальт открыт. Вот это: «Ты пива хочешь?» происходит как раз на преконтакте, когда потребность еще не актуализировалась (появилась). Но она может появиться в любой момент, поэтому и спрашивается: «А теперь?» Да, знаю, объяснять анекдоты дурной тон.
2. Контактирование — потребность актуализировалась, начинаю удовлетворять. Фигура обретает всё более явные границы. Так, герои анекдота могли бы зайти в паб, заказать себе лагер или портер и начать пить его маленькими глоточками, внюхиваясь в запах и различая тончайшие оттенки вкуса, вслушиваясь в музыку вокруг, наслаждаясь разговором.
3. Фулл-контакт — момент апогея, максимального удовольствия и полного удовлетворения. Фигура максимально контрастна. В случае с алкогольной зависимостью этот момент может не настать, но раз взял пиво в пример — пусть так.
4. Ассимиляция — сижу, удовлетворенный, получаю удовольствие. Фигура уходит обратно в фон. Гештальт закрыт. Организм впитывает, что надо, а что не надо — в туалет. На этом этапе, например, валятся те, у кого с самооценкой беда. Сделать что-то — только полдела. Надо еще понять и признать, какой я молодец, что это сделал. И увидеть, чему новому научился.
По сути, эта простая схема — залог здоровой жизни. Но на каждом этапе мы контактирование умеем прерывать. И вот тут уже звучат самые используемые термины гештальтистов.
1. Дефлексия. По-русски — сброс напряжения. Посмеяться, перевести тему — всё сюда. Фигура, чуть появившись, пропадает в фоне. Жажда, например, может быть неприятным чувством. Или вообще, желание выпить пива может пугать. Или париться не хочу, читать такую длинную статью. Так что лучше пошучу, покручу ленту дальше. О, новый мем…. О чем это я?
Что делает гештальт-терапевт? Обращает внимание, учит держать напряжение.
2. Слияние 1 типа. Слияние с самим собой. То ли от того, что страшно, то ли от того, что просто неприятно — чувства и мысли смешиваются в единую кашицу. И вот, я ставлю в СП «Всё сложно». Границ у фигуры нет. Любишь? Не знаю… Встречаешься? Да как сказать… Один? Да нет, вроде… В активном поиске? Нет, что подумают другие?
Что делает гештальт-терапевт? Помогает этот клубок распутать, очертить границы.
3. Слияние 2 типа. Слияние с другим. Когда сложно или опасно найти что-то внутри себя или привык не искать — лучше уж ориентироваться на желания другого. Тут возникает прекрасное «мы». Пива хочешь? Нет, мы сегодня на балет идем. Мы любим балет. Особенно этот, как его… Фигура возникает, но не та…
Что делает гештальт-терапевт? Спрашивает: «А ты-то что хочешь?»
4. Интроект. По названию ясно, что это что-то внутри. Причем чужеродное. Сидит такое и мешает удовольствие получать. Мама говорила незнакомых не слушать и пива не пить… Петрович, ты дурак что ли? Таких интроектов у нас полно: «Мужчины не плачут», «Учись на отлично», «Keep calm and work hard», «Каждое утро повторяй себе — я богиня».
Что делает гештальт-терапевт? Обращает внимание на чужеродность и дальше уж принимайте решение, что вам подходит, а от чего пора отказаться.
5. Ретрофлексия. Ретро — это типа «обратно», в данном случае — «на себя». Это когда я что-то хочу сделать с другим, но останавливаю себя (например, интроектом) и разворачиваю обратно. Хочу куснуть другого — кусаю себе губы. Обнять другого — глажу себе плечи. Прямо отказаться от чего-то — получаю себе язву. Чуть раньше я писал статью о психосоматике — там об этом подробнее.
Что делает гештальт-терапевт? Помогает развернуть в подходящее русло. У меня на этот случай в кабинете всегда есть подушки.
6. Профлексия. Тема обратная ретрофлексии. Когда я другому делаю то, что хотел бы, чтобы он сделал для меня. Погладить его, обнять. И, вроде, опять близко, но не то. «Держи пива!», — «Это ты хочешь, да?»
Что делает гештальт-терапевт? Сверяется со своими чувствами и уточняет потребность.
7. Проекция. Все, что мы не можем признать в себе (дефлексируем, ретрофлексируем, профлексируем, сливаем) никуда не девается. Оно остается в фоне. И проецируется потом на мир. Проекция говорит о нарушении целостности. Когда личность разбита на кусочки и замечает эти кусочки только в отражениях других. «Пива хочешь?», — «Нет не хочу! Это ты хочешь! Алкаш, лентяй!»
Что делает гештальт-терапевт? Помогает присвоить проекцию, возвращая целостность.
8. Эготизм. Не путать с эгоизмом. Хотя суть тут тоже в некоторой зацикленности, но не на себе, а на внутренних психических процессах, защитах, рассуждениях. Ну выпил я пива, ну хорошо было. Но нет, вместо того, чтобы получать удовольствие, размышляю о том, как это вредно. Любимая форма прерывания у психотерапевтов, кстати. Которые сидят и думают: «дефлексирую я сейчас или сливаюсь?» Полезно, конечно. Но хорошо бы, чтобы со временем прошло. Я помню, как рад был, когда вдруг осознал, что за несколько сессий подряд ни одного из этих терминов не вспомнил 🙂
Что делает гештальт-терапевт? Возвращает(-ся) в момент здесь и сейчас и в отношения с другим.
9. Девалидизация (обесценивание). А вот это то, с чем лично мне бывает сложнее всего. Ну закончил ты, ну прочитал статью, даже удовольствие где-то получил, но то ли из-за того, что больное задели, то ли из-за того, что сконцентрироваться сложно было, то ли из-за того, что кризис экзистенциальный переживаешь и боишься потерять каждую минуту своего времени — лайк не ставишь, репост не делаешь и пишешь в комментариях: «фигня». И обесцениваешь и мой труд, и свои новое знание и опыт. Хотя так, в шипах, конечно, безопаснее.
Что делает гештальт-терапевт? Помогает разобраться, в чем опасность и учит ценить по чуть-чуть.
— Неужто все знал? Ну хоть что-то новое было? Может тогда запомнить это? Или сделать репост, чтобы еще раз обдумать чуть позже? 😉
Конечно, на этом не заканчивается инструментарий гештальт-терапевта. И, кроме того, хочется отметить, что все эти прерывания нам очень нужны. Иногда, правда, слишком много напряжения и нужно его слить, «дефлекснуть». В отношениях какой-то элемент слияния должен быть. Социализация без ретрофлексии невозможна, а научение — без интроектов. Творчество — чистая проекция, а самоанализ — никуда без эготизма. Но, надеюсь, и от этой статьи стало что-то чуть яснее. О других и о себе, в первую очередь.
Ведь главное, что делает гештальт-терапевт — расширяет варианты взаимодействия с миром. Да, обесценивание это круто. Но смотри, сколько еще есть вариантов отказать себе в удовольствии! А еще это удовольствие можно даже получить!
Спасибо за внимание!

})(jQuery)
})(jQuery)